Только представьте себе ситуацию, когда поворот ключа в замке зажигания привел не к запуску двигателя автомобиля, а к появлению частых щелчков. Конечно же, в первую очередь многие подумают о разряженной аккумуляторной батарее, но причина может быть гораздо серьезнее. Более того, если не обращать внимания на признаки, указывающие на неисправность генератора переменного тока, такое может повториться даже после установки новой батареи. Ниже приведены рекомендации, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации.
Принцип работы генератора
Именно благодаря генератору переменного тока создается впечатление, что автомобиль имеет неиссякаемый источник электричества. На самом деле, для запуска двигателя и обеспечения всех электрических систем автомобиля требуется очень много электроэнергии. Каким бы энергоемким ни был аккумулятор, работа фар, обогревателей, стереосистемы, навигационной и информационно-развлекательной систем приводит в конечном итоге к снижению уровня его заряда.
Генератор заряжает аккумуляторную батарею во время движения автомобиля, преобразуя механическую энергию в электрический ток. Ротор, щеточный узел и другие компоненты генератора со временем изнашиваются, поэтому рано или поздно его придется заменить. Перечисленные ниже признаки должны натолкнуть вас на мысль о нарушении работы генератора, но если возникают какие-либо сомнения по этому поводу, лучше обратиться в автомастерскую, квалифицированные специалисты которой проведут тестирование систем зарядки и запуска.
Признаки неисправности генератора
Тусклый свет
Первый признак неисправности генератора, на который ориентируется большинство водителей, – это снижение яркости или мигание приборов освещения. Очевиднее всего снижение яркости фар в темное время суток, но и приглушенный свет салонных плафонов и подсветки приборной панели тоже не остается незамеченным. Если пропорционально увеличению числа оборотов двигателя повышается яркость освещения, это верный признак, ведущий к генератору.
Включение индикатора неисправности двигателя
Существует еще один признак, информирующий водителя о неисправности автомобиля, – включение индикации. Когда генератор переменного тока начинает выходить из строя, загорается индикатор Check Engine («Проверьте двигатель»), индикатор ALT или пиктограмма аккумулятора.
Непривычные звуки
Растянувшийся со временем поликлиновой ремень, который больше не способен обеспечить эффективное вращение шкива генератора, становится причиной, по которой не происходит подзарядка аккумулятора. Как правило, в таком случае появляется визжащий звук. С другой стороны, возникновение скрежещущего звука может быть связано с изношенными внутренними подшипниками.
Сбои в работе электрооборудования
Возможно замедление работы некоторого электрооборудования, например электропривода сидений или электростеклоподъемников. В случае прекращения подачи электроэнергии некоторые устройства могут не функционировать или внезапно прекратить работу, поэтому не удивляйтесь, если радиоприемник попросту выключится.
Заглохание двигателя
Если во время движения автомобиля двигатель самопроизвольно выключается, виноват в этом, вероятнее всего, генератор переменного тока. Для нормальной работы система впрыска топлива должна непрерывно получать электроэнергию, поэтому в случае прекращения ее подачи двигатель сразу же глохнет.
Разряженная аккумуляторная батарея
При неработающем генераторе автомобильные системы достаточно быстро расходуют заряд аккумулятора, что в конечном итоге приводит к его полной разрядке. В таком случае следует заглянуть под капот и проверить аккумуляторную батарею. Следует понимать, что работа новой батареи, но со старым неисправным генератором будет снова и снова приводить к одному и тому же результату.
Диагностика неисправного генератора
При наличии индикатора Check Engine («Проверьте двигатель») подключается специальный диагностический сканер к диагностическому разъему. Если отобразится один из следующих кодов неисправности P0626, P0620, P0562, значит, проблемы возникли из-за вышедшего из строя генератора (учтите, что коды могут отличаться в зависимости от марки/модели/года выпуска автомобиля).
Если подозрение падает на генератор, а индикатор неисправности двигателя отсутствует, прежде всего нужно открыть капот и проверить состояние ремня. Если ремень слегка лоснится или выглядит обожженным, это говорит о его проскальзывании. Когда ремень недостаточно натянут, он скользит по шкивам вместо того, чтобы двигаться вместе с ними. Трение резины о металл приводит к нагреву ремня, в результате чего происходит его преждевременный износ. Отрегулируйте натяжитель до достижения соответствующего натяга ремня (перетяжка ремня может стать причиной повреждения подшипников генератора) или выполните быструю и простую процедуру замены поликлинового ремня, который входит в число самых доступных по цене компонентов.
Не найдя под капотом никаких неисправностей, вооружитесь мультиметром. Убедившись, что автомобиль с включенным стояночным тормозом расположен на ровной горизонтальной поверхности, наденьте защитные очки. Установите на мультиметре предел измерения в 20 В и подсоедините щупы к клеммам аккумулятора (положительный щуп к положительной клемме, а отрицательный щуп – к отрицательной клемме). На дисплее мультиметра должно отобразиться значение приблизительно в 12,6 В.
Запустите двигатель и снова снимите показания напряжения. Если генератор исправен и подзаряжает аккумуляторную батарею, на дисплее появится значение минимум в 14,2 В. При соответствующем напряжении включите фары, плафоны освещения салона, радиоприемник, систему обогрева и другое электрооборудование. Напряжение все еще должно быть выше 13 В. Если напряжение ниже указанных значений, это говорит о том, что пришло время для замены генератора. Проверьте все кабели на наличие признаков коррозии и ослабленных соединений.
Мы рекомендуем при вышеперечисленных признаках неисправности обратиться к нам в сервис. Мы выполняем полный спектр услуг по ремонту и диагностике всех электрических систем на автомобилях Kia, Hyundai, Genesis на специализированном оборудовании.